Людмила Краснощеченко

Эссе для участия в Молодежном форуме «Мой взгляд на реформу образования»

Являясь сегодня студенткой российского вуза, расположенного не в столице, а одном из старинных российских городов – Калужском государственном педагогическом университете имени К.Э.Циолковского, я хочу отметить, что многое в моем психологическом образовании, которое я получаю на факультете психологии, на мой взгляд, полезно сохранить и в будущем. Однако, реформируя высшую школу, нашему государству необходимо ориентироваться на лучшие мировые достижения в образовании, но таким образом, чтобы то ценное, что наработано за многие десятилетия в отечественной высшей школе не было отброшено.

Вопрос о реформе образования следует начать с определения того, какие специалисты, с каким уровнем подготовки и квалификации, какого качества нужны будут России в ближайшие годы. Судя по тенденциям современной эпохи, мир становится чрезвычайно изменчивым, сверхдинамичным. А это значит, что высшей школе необходимо готовить таких специалистов, которые обладают адаптивными способностями, умеют работать в мире информации, находить и синтезировать имеющиеся знания в качественно новые, умеют находить нестандартные решения в новых ситуациях, обладают творческими способностями. Считаю, что современному обществу необходимы люди не только с хорошими профессиональными знаниями и навыками, но и обладающие развитыми прогностическими способностями и системным мышлением. Важно, чтобы новые специалисты, которых подготовит высшая школа, обладали высокой внутренней мотивацией, были способны к целеполаганию, мобилизации внутренних ресурсов и нахождению возможностей для достижения поставленных социально-значимых целей. Высшая школа должна готовить конкурентоспособную личность, обладающую высоким уровнем профессионализма, активностью, уверенностью в себе, здоровыми амбициями и при этом умеющую успешно взаимодействовать с другими людьми и непременно нравственно здоровую.

Чтобы высшая школа могла подготовить такого специалиста, следует обеспечить ряд условий. Их, на мой взгляд, как минимум три:

1. существенно усилить ее материальную базу,

2. организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он работал на развитие конкурентоспособной личности.

3. создать возможности для полноценной эффективной работы каждого преподавателя (прежде всего, поднять уровень заработной платы, чтобы они «не бегали» из вуза в вуз в поисках заработка. Об этом я не буду писать. Это очевидные вещи. Преподаватель должен уважать себя, всемерно работать на поддержание своего потенциал, преподавать только ограниченное количество курсов, а не все подряд, заниматься научной и практической деятельностью, а это требует не только приличной зарплаты, нормальных жилищных условий, но международных контактов, стажировок и пр.).

Рассмотрим подробнее два первых пункта.

Под усилением материальной базы вузов я понимаю следующее: создание комфортных условий для обучения студентов (уютные, просторные аудитории, оснащенные современной аппаратурой и техникой, обеспечение студентов раздаточными материалами к занятиям, освобождение студентов от конспектирования лекций, но предоставление возможности предварительной проработки материала для углубления его понимания и обсуждения в групповой работе под руководством высоко профессиональных преподавателей).

Вузы должны быть обеспечены библиотеками, имеющими солидные книжные и электронные фонды литературы, доступные любому студенту. Необходимо в библиотеках вузов обеспечить возможность для бесплатного использования оргтехники для сканирования, ксерокопирования. (Знаю, что недавно в МГУ была открыта современная библиотека, которой гордится не только Ректорат МГУ, но и вся столица и Россия. Нужно, чтобы подобные библиотеки были в каждом университете и давали студентам возможность работать как с самой современной литературой, так и обеспечивали возможность доступа к любым библиотечным массивам). Такие библиотеки резко повысят возможности самостоятельной и научно-исследовательской работы студентам.

Следующий пункт моей программы касается такой организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивала бы развитие конкурентоспособной личности специалистов. Говоря об условиях развития конкурентоспособной личности в вузе, наверно следует отметить ту атмосферу, которая должна быть создана в культуре вуза. В рамках психологического образования, которое я получаю на факультете психологии КГПУ им.К.Э.Циолковского, доминирующей идеей является установка на становление нас, студентов, субъектами своей жизнедеятельности и будущей профессиональной деятельности. Человек как субъект – это такая личность, которая четко знает, к чему она стремится, чего она хочет достичь. Такой человек ориентирован на значимые социально полезные результаты, которые ему предстоит достичь. Субъект активно взаимодействует с другими людьми, он постоянно изменяет себя, понимая, что мир изменяется и если он сам останется таким, каков он сегодня, то завтра он отстанет и не сможет решать новые задачи, которые жизнь поставит перед ним. Считаю, что именно такого рода установки полезно формировать в сознании студентов. В рамках реформы образования этому следует уделять особое внимание, но это должно быть реализовано, наверно, прежде всего, в рамках всего государства. Какой себя видит Россия? Сильной, с передовой экономикой, интеллектуальной державой? В таком случае ей будет нужен и соответствующий специалист, выпускник вуза.

Еще одна мера, предлагаемая мною в рамках второго пункта реформы образования, может быть реализована путем введения в программу вузов специальных личностно-развивающих курсов, в которых, благодаря тренингам, деловым играм, практикумам, кейсам, будут созданы условия для развития психологической культуры (включая самопознание, понимание других людей, развитие умений мобилизовать себя, организовать свое время, развитие коммуникативных способностей, умений конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и т.п.). В современном психологическом образовании активные методы обучения в настоящее время очень широко применяются и действительно показывают свою эффективность. Я считаю, что подобные методы необходимо широко внедрить в процесс подготовки специалистов, независимо от профиля образования, которое они получают. Эти методы позволят развить необходимые личностные особенности, чему пока так мало уделяется внимания в современных вузах.

Кроме того, считаю, что развитию потенциала личности каждого студента будет способствовать усиление практической направленности образования путем создания условий для включения студентов с младших курсов в практическую деятельность. Важно предоставлять возможность студентам участвовать в работе лабораторий, реализации практических проектов на успешных предприятиях и фирмах, где под влиянием личности опытных, сильных и мудрых преподавателей, специалистов-практиков, увлеченных своей работой, исследованиями, молодежь могла бы приобретать творческий опыт применения теории на практике. Сотрудничество с такими людьми, творческое взаимодействие с ними будет бесценным в плане формирования у молодежи системы ценностей, эталонов, на которые следует ориентироваться.

Я оптимистка и считаю, России в наступившем 21 веке нужны именно успешные люди, стремящиеся сделать жизнь лучше. Известно, что становление личности в значительной мере происходит в молодые годы и, прежде всего, в студенчестве. Поэтому современная высшая школа призвана создать условия для формирования созидательного опыта, включения молодежи в практическую и социально-полезную деятельность, в различные проекты.

У молодежи много энергии, выражено стремление проявить себя, показать, самоутвердиться. Важно именно поддерживать инициативу молодежи, создавать пространство ее успешности. А это можно обеспечить в университетах, на факультетах. Важно успехи, достижения конкретных студентов замечать, поощрять, поддерживать, что, в свою очередь, будет мотивировать других. Люди друг от друга могут заражаться пессимизмом, скепсисом. В молодежной вузовской среде, важно, чтобы молодежь друг от друга перенимала лучшее, ориентировалась на ценности, связанные с успехом, творческой работой во благо страны, понимая, что это вернется каждому его личным благом.

Проведение реформы образования требует от ее идеологов и организаторов глубокого понимания того, что современное качественное образование – это дело чрезвычайно затратное, требующее больших финансовых вложений. Возврат средств, вложенных в образование, произойдет не сразу, не за 2-3 года. Потребуется определенное время. Однако средства, вложенные в образование, возвратятся в виде стабильной конкурентоспособной экономики сильной и процветающей России. Реформируя образование сегодня, Россия работает на свое будущее.

Март 2006 года
Краснощеченко Людмила

Постоянная ссылка на это сообщение: http://psihfak.ru/studentyi-i-vyipuskniki/lyudmila-krasnoshhechenko/