↑ Вернуться: Проекты

Образование в России

XII Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: психологические, педагогические, медицинские, экологические аспекты»

 

В период с 22 по 24 мая 2008 года Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского принимал участников XII Всероссийской научно-практической конференции «Образование
в России: психологические, педагогические, медицинские, экологические аспекты», которая в год 60-летия КГПУ им. Ц.Э.Циолковского и 15-летия факультета психологии конференция была посвящена этим замечательным датам.

Оргкомитет конференции традиционно возглавил заведующий кафедрой валеологии и медицинской психологии д.мед.н., профессор Н.П Щербак. Вместе с ним в работе по подготовке и проведению конференции участвовал коллектив факультета психологии под руководством его декана — к.психол.н., доцента И.П. Краснощеченко.

Учредителями конференции, наряду с КГПУ им. К.Э.Циолковского, явились Министерство образования, культуры и спорта Калужской области, а также Калужское Епархиальное управление. Информационная поддержка была оказана Федерацией психологов образования России.

В научно-практической конференции приняли участие гости из разных городов нашей страны. Уральский регион был представлен делегацией Челябинского государственного педагогического университета во главе
с д.пед.н., профессором, директором Института здоровья и экологии человека З.И.Тюмасевой, которая уже в седьмой раз принимала участие
в конференции. В Калугу приехали гости из Тюмени, Сургута, Горно-Алтайска, участвовали ученые и практики из южных городов (Ростов-на-Дону, Армавир, Ставрополь и др.), центральной и северо-западной России (Липецк, Брянск, Смоленск и др.). Особенно много гостей было из Москвы и Подмосковья (Подольск, Протвино, Серпухов, Обнинск и др.). Среди участников конференции также были преподаватели калужских вузов, педагоги, педагоги-психологи образовательных учреждений и медико-психолого-педагогических и социально-психологических центров г. Калуги и Калужской области.

К открытию конференции был издан двухтомный сборник материалов,
в котором представлено свыше 300 публикаций общим объемом
540 страниц. Среди авторов публикаций ведущие современные ученые — В.Н.Абрамова, Г.В.Акопов, В.П. Белянин, И.В. Вачков, Е.Г. Дозорцева, Ю.М. Забродин, В.Ф.Енгалычев, А.Г.Лидерс, В.Т. Кудрявцев,
В.Э. Пахальян, Ф.С. Сафуанов, В.В. Селиванов, В.И. Слободчиков,
М.М.Семаго, Л.В. Темнова, Н.П. Щербак и др.

Многоаспектность проблематики, обозначенная в названии и программе конференции, обусловила широту научных и практических интересов
ее участников (в ней приняли участие ученые и практики — педагоги, психологи, врачи, священнослужители), что, однако, не помешало основной акцент сконцентрировать не только на проблемах, сколько
на конструктивных аспектах их разрешения в сфере образования
и психологической практики в современном Российском обществе.

Центральной темой пленарного заседания, которое открыл ректор Калужского государственного университета профессор Ю.А.Дробышев, стала тема здоровья субъектов образовательного процесса в его широком его понимании — физическом, психологическом, личностном.
В своем выступлении заместитель министра образования, культуры и спорта Калужской области д.философ.н., профессор Г.И.Ловецкий представил панораму направлений работы по оздоровлению учащихся разных возрастов, реализуемой в Калужской области в последние годы в рамках национального проекта «Образование». Вопросам медицинской профилактики в аспекте формирования культуры здоровья населения посвятила свое выступление главный врач Калужского областного центра медицинской профилактики Н.М. Скоблова (г. Калуги).

Пленарные выступления были посвящены вопросам разработки
и реализации научно-обоснованных здоровьесберегающих программ
в условиях высшей школы (д.пед.н., профессор З.И. Тюмасева, г Тюмень), системе коррекции и оздоровления школьников (директор МОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Л.А.Дитрих, Калужская область), реабилитации инвалидов в системах школьного, вузовского образования и социуме в целом (д.мед.н., профессор Т.В.Косенкова, г. Смоленск), экологической компетентности педагогов (к.пед.н., доцент Т.М.Старикова, г. Сургут) и др.

Практический опыт реализации психологического сопровождения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калужской области представила директор областного психологического центра к.псхиол.н., доцент А.В.Головашкина.

В своем докладе о. Иоанн Паюл, Благочинный г. Калуги, выступавший
на конференции по поручению Митрополита Калужского и Боровского Климента, обратился к проблеме духовно-нравственных ценностей
в воспитании молодежи Калужского региона и современной России.

Профессор В.Э.Пахальян (г. Москва), участник научного коллектива под руководством д.психол.н. академика РАО И.В.Дубровиной, создавшего
в начале 90-х годов психологическую службу образования и заложившего основы подготовки первых практических психологов России, в том числе и в Калужской области, проанализировал наиболее серьезные организационно-методические проблемы подготовки психологов
в современных условиях.

Пленарные доклады задали ориентиры работы секционных заседаний второго дня конференции: «Ценностные основания образовательного процесса» (руководитель — к.психол.н, доцент Т.П.Войтенко, Калуга), «Высшее образование в России: теория и практика подготовки» (соруководители — д.психол.н, профессор В.Ф.Енгалычев и к.псхиол.н., доцент С.С.Шипшин (Калуга — Ростов-на-Дону), «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса» (соруководители — д.мед.н., профессор Щербак, Калуга и д.пед.н. профессор Тюмасева З.И., Челябинск).

Программа второго дня конференции включила не только секционные заседания, в рамках которых прошли содержательные обсуждения заявленных проблем, путей и практического опыта их разрешения, но
и мастер-классы, проведенные на базе факультета психологии А.А.Жуковым (Серпухов), показавшим методические возможности применения теории поэтапного формирования умственных действий
в условиях высшей школы; Г.В.Валеевой и В.С.Мишариной (г. Челябинск), которые представили компьютерный пакет — программу психолого-медико-педагогического сопровождения студентов педвуза; и к.психол.н, руководителем психологических служб г. Москвы «Лефотово» и «Живой ключ» А.В.Шуваловым, являющимся научным соруководителем специализации «Психология здоровья» на факультете психологии КГПУ им. К.Э.Циолковского, показавшим возможности реализации разработанного академиком РАО В.И.Слободчиковым антропологического подхода в психологической практике.

Обширная научно-практическая программа конференции была дополнена экскурсиями в знаковые для Калуги места — «Государственный Музей Космонавтики», «Дом-музей К.Э.Циолковского» и поездкой в Оптину Пустынь.

Подводя итоги XII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: психологические, педагогические, медицинские, экологические аспекты», следует отметить их значимость для образовательного и психологического сообщества не только Калужского региона, но и России, что обусловлено широким кругом вопросов
и результативных наработок, представленных учеными и практиками разных регионов страны в ходе ее проведения и в опубликованных материалах, а также участием в ней издательских центров «Генезис»
(г. Москва) и «Питер» (г. Санкт-Петербург).

Постоянная ссылка на это сообщение: http://psihfak.ru/proektyi/obrazovanie-v-rossii/