↑ Вернуться: Наши выпускники

Александра Резник

Я и факультет психологии

Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни,
Но от преступного бесстрастья,
–Но от покоя сохрани!

И.С. Аксаков

«Он мне никто». «Я ей никто».

Но раздается ночью звонок, ведь почему-то именно тебе позвонили…

Я не могу им помочь. Но могу слушать. Выслушать… Слушать – не так мало…

Слушать и понимать…

«Судьба строки – предсказывать судьбу и исцелять невидимые раны»,- сказал поэт. Я запомнила эти строки, потому что в них о том же…

Говорить и быть услышанным. Суметь услышать сказанное…

Человечество испытало, кажется, все. К чему не пробилась мысль, то постигла вера. Чего не открыл ученый – пропел поэт, зашифровал миф, изъяснила музыка.

А имеют ли смысл усилия человека придумывать, изобретать, усовершенствовать, побеждать воду, камень, железо, землю и даже небо, если он, человек, не научился ещё побеждать себя – свой эгоизм, свою бессердечность, свою жестокость?

Человек ступил на Луну, проник в тайны микрокосмоса, понял природу клетки – а понять одного-единственного человека, который рядом, всегда ли сможет?

Столько накопилось вокруг нас всего: технологий, высотных зданий, машин, компьютеров…

А вот добро, совесть, чистота, любовь и бескорыстие – где оседают они?

Бывают такие дни, когда вся скопившаяся в душе усталость, обиды, тревоги, сомнения вдруг объединятся, как твои враги, и, кажется, вот-вот опрокинут тебя.

Психология – наука о душе человека, о её тайнах…

2004 год, множество поколений прошло до меня по земле… И что они передавали как высшую ценность от одного поколения к другому? Гуманизм, или другими словами: человечность, доброту, любовь.

Когда думаешь об этом, перед тобой из прошлого через толщу времён проступают лица, поступки, слова… Проступают людские души…

Вот Пушкин, смертельно раненный. Его бережно несёт на руках по ступенькам лестницы в квартиру, не зная, что несёт умирать, но уже предчувствуя недоброе, его верный дядька Никита Козлов.

«Грустно тебе нести меня?» — вдруг спрашивает его Пушкин. Позади только что состоявшаяся дуэль, Чёрная речка и «чёрный» человек, совершивший своё «чёрное» дело, позади черно, как было черно в эти последние месяцы, впереди горячо любимая и ничего не ведающая жена, от которой он станет таить свои стоны… Вы только представьте, как ему было больно от всего этого! И больно от раны!..

А он, признанный гением ещё при жизни, спрашивает участливо своего слугу: «Грустно тебе нести меня?» Спрашивает, как утверждает: конечно, грустно, конечно, больно…

Моя боль. А твоя – моя…

Понять и разделить чужую боль. Почему одни могут это сделать, а другие – нет? И даже не пытаются. Можно ли этому научить? Учит ли этому психология? Пока на этот вопрос я не знаю точного ответа…

Ещё мне вспоминается вспыхнувшая костром жизнь Джордано Бруно и пылающая больше столетия жизнь Льва Толстого, Город солнца Томаса Кампанеллы и маленький, затерянный в африканских джунглях больничный городок Альберта Швейцера…

«В этой жизни могут быть несчастны лишь глупцы и скоты». Эти строки декабрист Лунин написал в письме из акатуйской тюрьмы, где сгнивал заживо. Значит, был счастлив и там…

Слово «счастье» восходит к «сочастью». Приставка «со» всегда соединяет.

Только сократив расстояние между людьми до единства, может быть по-настоящему счастлив человек – таков завет этих живших до нас людей.

В школе я особенно любила два предмета: биологию и литературу. В одном я пыталась находить объяснение своему телу, в другом – своей душе.

«Я – человек, который сам себя сделал», — эти слова Базарова не дают мне покоя. Возможно ли такое вообще?

Профессию психолога я выбрала сознательно. Я хочу «сделать себя», чтобы помогать другим.

Сколько, кажется, сделано в нашем XXI веке для того, чтобы приблизить человека к человеку…

Колумб путешествовал на своих каравеллах годами. Мы же это расстояние может перекрыть самолётом за часы… Сидя у телевизора в своей русской деревушке, наблюдаем, как ходит по раскалённому песку африканец… Сняв трубку телефона, слышим голос родного человека за тридевять земель… Мир будто спрессован и вместе с тем отчуждён…

Люди спрятаны друг от друга за внутренними завалами: нагромождениями предрассудков, привычек, ложных знаний и недознаний, недопониманий и страхов.

Самая сложная общечеловеческая наука – умение быть счастливым!

Каждая строчка стихов – как капелька человечности, каждая жилка живого, откуда бы ни исходила, наполняет нас счастьем внутри и одновременно горечью разобщённости. Грустно… Часто необъяснимо. Так смотришь на закат солнца. Так разглядываешь свои детские фотографии и веришь, что это ты, и не веришь…

Зачем чувства людей и знания разобщены, разбрызганы, как дождинки?! Как помочь людям понять и принять друг друга?

Не только я, мне думается, ищу ответа на этот вопрос. Его ищут все окружающие. Ищут в художественной литературе, в йоге и восточных учениях. Интересуются мудростью древних китайцев, магией средневековья, тёмными тайнами колдовства и шаманства, астрологии, каббалы, хиромантии. Люди читают классиков и библию. Вникают, насколько могут, в бесконечно удивительный мир животных, растений, сравнивая свою природу с иной, пытаясь постичь… Я думаю, что психология может дать ответ на этот вечный вопрос: «Кто же такой человек?»

Слово «психология» пришло к нам из древнегреческого языка: оно составлено из двух слов «псюхе» (душа) и «логос» (знание, изучение), т.е. наука о душе. Когда-то люди думали, что душа – это бестелесное существо, которое живет то в теле человека, то покидает его. Сейчас каждый знает, что те проявления, которые раньше связывались с душой, есть сложнейшая работа нервной системы, мозга. А что это за проявления? Это способность человека воспринимать внешний мир и самого себя, удерживать в памяти сведения, додумываться до незримых истин. Это также способность так или иначе переживать отношение к предметам внешнего мира, к людям, к себе. И воспринимают и переживают люди по-разному. Одним словом, психология – это наука о многочисленных «как?» и «почему?» из области поведения, деятельности, ума, характера, чувств и помыслов человека.

Все мы люди, и во многом существенном похожи. Все нуждаемся в пище и жилье. Все хотим любви. Все, согласно закону, получаем среднее образование. Все работаем. Все, увы, болеем. Все, к сожалению, смертны. Мы получаем образование по единой методике: литература, алгебра, история как бы становятся нашим общим языком.

Но хоть мы все учим одну таблицу умножения, в существенном и главном, слава Богу, разные. Каждый из нас на холсте, как краска из особого тюбика, а вместе получается жизнь. Пёстрая и разноцветная…

Совсем недавно я прочитала поразившие меня слова Чехова: «То, что мы испытываем, когда влюблены, может быть, есть нормальное состояние».

Определить, что есть норма – задача в сфере психологии самая трудная.

Мне представляется «нормальность» как наша непохожесть друг на друга. Здесь не нужен эталон.

Слова Чехова сегодня в современном мире мне кажутся далёкой мечтой. Но ведь он прав…

Зрение влюблённого человека, способное увидеть лучшее в другом человеке, любовь, рождающая новые способности к действиям, любовь, заставляющая видеть поэзию в прозе… – всё это и многое другое, что не определить словами, и есть, должно быть нормальным состоянием человека!

У людей, которые постоянно развивают свои чувства, вырабатывается то, что психолог Дэниэл Гоулман называет «эмоциональным интеллектом» — способность настраиваться на потребности других.

Я хочу получить специальное образование на факультете «Психология», потому что считаю профессию психолога самой актуальной профессией сегодняшнего дня.

Сфера психологии – область человеческих отношений. Обладая специальными знаниями, я смогу помогать людям строить отношения друг с другом, понимать самих себя, помогать себе.

Мои первые недели обучения на факультете укрепили мое желание, о многом заставили задуматься, на многое взглянуть по-другому.

Психолог может (умеет) оказывать психологическое воздействие (словом, поступком, обстановкой) на человека в таком направлении, чтобы улучшить душевное состояние отдельного человека или психологический климат в конкретной человеческой группе.

Вступительные тренинги «успешного студенчества» были необыкновенно интересны. Я увидела, что такое общение – это здорово! Помимо таланта общения, психолога отличает мудрость – то, что в словаре В.И.Даля определено как умение «соединять истину с благом». Я поняла, что миссия психолога очень трудна! Его задача не только вовремя «лидировать» и «солировать» при проведении психологических мероприятий (тренингов), но и вовремя уходить в тень, чтобы дать человеку возможность почувствовать свою силу и самостоятельность.

И поэтому у меня возник следующий вопрос, над которым я задумалась: «Подхожу ли я для выполнения подобной миссии?» Это сложный вопрос. Пока на него у меня нет ответа. Но после двух месяцев занятий у меня появилась уверенность, что я всё же смогу ответить на этот вопрос, и обучение на психологическом факультете поможет мне избежать субъективизма в ответе на этот вопрос. Ведь обучении на психологическом факультете нам будет предложено в некотором роде испытать свой психологический потенциал. А если испытания не принесут успеха?!..

Я думаю, что обучение на нашем факультете поможет мне поискать пути самосовершенствования.

Психолог — весьма нелегкая профессия. Ведь он должен быть чутким и мудрым для того, чтобы улавливать изменения в состоянии другого, анализировать их и помогать человеку найти причину своих проблем.

Профессия эта особенная. Ведь психолог помогает человеку путешествовать по тайным закоулкам своей души, разбираться в своих чувствах, понимать себя и других.

Изучая сейчас новые предметы, посещая семинары, практические и лабораторные занятия, общаясь с прекрасными преподавателями, со старшекурсниками, со своими однокурсниками, я поняла, что если кому-то хочется втайне самоутверждения в жизни за счёт выполнения в ней функции психолога, лучше сразу отказаться от этого замысла.

Если фантазия рисует умилительные сцены – обращённые на вас взоры, просветлённые лица и пылкие похвалы облагодетельствованных людей – лучше и не начинать. Единственное, чего вы вправе хотеть для себя, – это добро и польза для других.

По-моему, в профессии психолога человек проверяет себя на подлинное бескорыстие. И надо быть честными: не каждый из нас такую проверку выдерживает.

На разных языках, в разных вариантах дошло до нас древнее заклинание: «Рука дающего да не оскудеет!» Психолог – тот, кто всегда отдаёт…

Но если честно, то я надеюсь, что не ошиблась, выбирая эту профессию…

Мы сейчас активно учимся, изучаем себя, изучаем закономерности жизни, закономерности поведения людей. Процесс обучения на нашем факультете, на мой взгляд, строится в такой системе, чтобы каждый из нас стремился к познавательной деятельности и раскрывал в этом стремлении лучшее из своих творческих возможностей.

Мне нравятся лекции Юдиной Юлия Александровна по культуре речи и занятия по технологии речевой коммуникации, которые ведёт Калуженская Наталья Юрьевна. Язык является решающим, поворотным пунктом для формирования человеческой личности. Выдающийся русский психолог А.Р. Лурия называл слово «клеточкой мышления». Учиться говорить – значит, учиться думать, то есть осваивать мир в понятиях (а не просто в чувственных образах, как животные). В языке запечатлён весь гигантский исторический опыт людей на планете. Происходит своего рода чудо: постигая язык, человек одновременно получает в готовом виде итоги тысячелетних поисков и раздумий человечества. У Даля слово «психология» переведено в русские корни так: «душесловие». Психолог – душеслов. Вот как! На этой земле, в родном моём языке Душа и Слово были всегда соединены!

Меня поразила экологическая экскурсия с Натальей Ивановной Матвеевой и Ольгой Михайловной Григиной. Удивительное дерево мне встретилось. Большое. Ствол не очень толстый, слегка наклонён, а корень приподнят снизу, так что если стать, прислонясь спиной, само держит, обнимает со всех сторон. Капли дождя сливаются с небом, взгляд растворяется, шум уходит…Эта экскурсия была полна удивительных открытий!

Связь между изменением жизни и самоизменением понять может и малый ребенок. Но легче совершить государственный переворот, чем переворот в собственной голове, который сейчас, наверное, и происходит во мне.

Особенными для меня являются лекции по введению в профессию, которые читает Ирина Петровна Краснощеченко. Эти лекции как раз и помогают понять сущность профессии «психолог», ее значимость и необходимость в современном мире. Я считаю, что Ирина Петровна умеет говорить на языке, доступном для студентов. Мы пользуемся ее методическими пособиями при подготовке к семинарским занятиям. Ее компетентность и интеллект поразительны!

Мне очень интересны лабораторные занятия по общей психологии, которые ведёт Алла Валерьевна Шихалеева. Эти занятия помогают разобраться в себе, благодаря им я имею возможность изучить основные тесты и методики, научиться интерпретировать результаты исследований. Самое важное, что Алла Валерьевна даёт возможность каждому из нас высказать свою точку зрения… Для меня это важно.

Лекции по общей психологии с Ириной Ивановной Пацакулой дают знания основ психологии и методологии. Ирина Ивановна – человек исключительной эрудиции. Она умеет настроить аудиторию на чёткую, организованную работу. Умеет тактично пошутить и ответить на любой вопрос.

Математика с Эдуардом Александровичем Вентом учит нас мыслить логично и точно.

Мне нравится атмосфера, царящая на нашем факультете. Все мы называем друг друга «коллега», что с моей точки зрения свидетельствует о демократическом стиле работы наших преподавателей.

С любым из наших преподавателей мы можем не только обсудить учебные вопросы, но и просто поговорить, ведь все они профессиональные психологи.

На нашем факультете существует активная общественная жизнь, и каждый из нас может принимать в ней участие. Важно, что, несмотря на наш выбор, нас никто не осуждает. От наших преподавателей исходит огромный заряд положительной энергии, оптимизм и позитивный настрой.

Объём изучаемых предметов велик, но я влюблена в свой факультет и уверена, что смогу справиться с нагрузкой, и буду достойной звания студентки факультета психологии, а мой факультет поможет мне реализовать свои планы в будущем.

Лирическое обращение к Факультету психологии

Стихотвореньем больше или меньше,
Не в этом суть… А в том, что я живу!
Я вглядываюсь в лица и мужчин, и женщин,
Я каждое мгновенье мыслю, верю, жду.

Я вслушиваюсь в разум свой и тело,
Психологом давно мечтаю стать.
Я мучаюсь: как мало я успела
Увидеть, прочитать, понять, принять!

Мой факультет!
Открытий светлый миг!
Я вдруг внезапно ощутила возраст.
Семнадцать лет – ведь это только миг!..
И вечной жизнью пахнет влажный воздух…

Я вслушиваюсь в шелесты растений,
И в шорох звёзд, и в жалобы ветров.
Мой факультет! Я из своих сомнений
С надеждою пришла на твой порог!..

Резник А.
Январь 2005 года

Постоянная ссылка на это сообщение: http://psihfak.ru/fakultet/studentyi-i-vyipuskniki/nashi-vyipuskniki/aleksandra-reznik/